Закон о статусе наукоградов Московской области разработают в Мособлдуме

article7099.jpg

1 марта в Мособлдуме прошёл круглый стол на тему: «О концепции закона Московской области «О наукоградах Российской Федерации, находящихся на территории Московской области», в работе которого принял участие президент Ассоциации развития промышленности и предпринимательства "Южное Подмосковье" Леонтьев Михаил Павлович.

История термина «наукоград» началась в России в начале 90-х годов. Тогда он был впервые предложен именно в Московской области и употреблялся в отношении города Жуковский при создании движения «Союз развития наукоградов России». Позднее движение участвовало в разработке федерального закона «О статусе наукограда Российской Федерации», который был принят в 1999 году и не отвечает современным требования.

Московская область обладает большим научным потенциалом – пятая его часть сконцентрирована именно в Подмосковье. Здесь сосредоточено свыше 40 исследовательских и учебных институтов Российской Академии Наук, более 70-ти научных учреждений сельскохозяйственного профиля и более 100 научных институтов других отраслей народного хозяйства, в том числе имеющих общероссийское значение, где ведется 13% всех научных разработок страны. Именно поэтому из 14 наукоградов России 8 находится в Московской области. В них проживает 636,9 тыс. человек, или 8,9% от общей численности населения Подмосковья.

Однако существующее положение дел в нормативно-правовой базе, в том числе в основном федеральном законе, имеет несколько пробелов. В результате чего, как пояснил председатель Комитета по экономике, предпринимательству и инвестиционной политике Вячеслав Крымов, было принято решение о разработки концепции нового регионального закона, который бы регламентировал данную сферу деятельности.

Прежде всего, на заседании была отмечена проблема отсутствия в нормативно-правовой базе понятия «статуса наукограда». Как отметил Вячеслав Крымов, хотя Федеральным законом и установлено, что  правовое регулирование статуса наукограда осуществляется не только федеральным законодательством, но также законами субъектов Российской Федерации, до настоящего времени ни одного закона субъекта РФ о статусе наукограда не принято.

Имеются проблемы и в плане полномочий муниципальных органов. Так, законом о местном самоуправлении предусматривается, что  «особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах устанавливаются федеральным законом». Однако такие положения в нём отсутствуют. 

Также отсутствуют различия между наукоградами и иными городскими округами Московской области в плане организации власти и распределении полномочий. При формировании бюджетов наукоградов применяются те же нормы и нормативы, что и для других городских округов региона. Наличие большой научно-производственной базы требует от  руководства таких муниципалитетов реализовывать мероприятия, как по её развитию, так и по внедрению новых проектов и технологий, что сложно осуществимо в рамках полномочий простых городских округов из-за существующего механизма распределения государственного софинансирования.

Также отсутствует государственная программа Московской области по развитию наукоградов.

В связи с вышеизложенным, Комитет предложил на рассмотрение участникам заседания концепцию будущего законопроекта, который устранил бы текущие пробелы. Прежде всего, следует утвердить статус наукограда, который юридически выделял бы его из ряда других муниципальных образований. Также было предложено рассмотреть возможность дополнительных мер господдержки таким городам, в том числе и с помощью перераспределения налоговых поступлений в местный бюджет. Привлечение высококвалифицированных сотрудников возможно при обеспечении более высокого уровня жизни, качества инфраструктуры и благоустройства, которые достижимы лишь при увеличении финансирования.

Кроме того, одной из проблем для привлечения научных кадров является предоставление доступного жилья. Решить данную проблему можно было бы наличием квартир социального найма или распределением субсидии за счёт региона. Чтобы отсутствовала постоянная необходимость привлечения кадров извне, необходимо предусмотреть наличие на территории каждого наукограда образовательной организации, имеющей статус «исследовательский университет», которые могут создаваться как филиалы имеющихся вузов региона.

Прозвучавшая информация и предложения вызвали активную дискуссию среди собравшихся. Например, первый заместитель министра инвестиций и инноваций Московской области Вадим Хромов отметил, что некоторые предложения могут быть интегрированы уже в имеющиеся законодательные акты. При этом целесообразность подготовки такого законопроекта требует дальнейшего обсуждения и тщательной проработки. Более того, «в представленной концепции отсутствуют обязанности муниципалитетов по соблюдению статуса наукограда, а имеются только права», — добавил Вадим Хромов. А у министерства финансов Московской области возникли вопросы по поводу источников дополнительного финансирования наукоградов и по поводу идеи создания Московского областного фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, который также представлен в концепции.

Однако главы областных наукоградов, которые в полном составе присутствовали на заседании, выразили полную поддержку концепции. Они согласились, что для устойчивого развития научно-производственной сферы и привлечения высококвалифицированных работников необходимо решить три главных вопроса – высокий уровень благоустройства в городе, наличие доступного жилья, возможность получения качественного образования для детей. Нужно поддерживать сам образ, дух города, как центра научных исследований. И представленная концепция полностью отвечает данным требованиям.

Более  того, директор Союза развития наукоградов России Михаил Кузнецов пояснил, что необходима долгосрочная стратегия по развитию научного потенциала области: «Имеющиеся денежные вливания не дадут быстрый результат на следующий год. Это должна быть планомерная постепенная работа». В этом же ключе высказался заместитель председателя Мособлдумы Игорь Чистюхин, который также отметил, что наукограды нуждаются в дополнительной государственной поддержке.

Комментируя итоги круглого стола, Вячеслав Крымов отметил, что после подведения итогов заседания в концепцию будут внесены изменения по имеющимся замечаниям. Далее она будет выдвинута на заседание Совета Думы, после чего будет принято решение о его дальнейшей разработке:  «Мы взяли на себя смелость разработать концепцию закона, который определял бы статус наукограда и закрывал прорехи, которые сейчас действуют в федеральном законодательстве. В случае положительного решения мы создаем рабочую группу с участием исполнительных органов государственной власти и запускаем этот проект. Месяца для этого будет достаточно», — пояснил депутат.

Материалы круглого стола см. на сайте АРПП "ЮП": arppyup.ru/zakon-o-statuse-naukogradov-moskovskoj-oblasti-razrabotayut-v-mosobldume/

 Источник: http://www.mosoblduma.ru/

 


Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий
Мир вокруг нас